Романский стиль


Возникновение романского стиля в интерьере приходится на 800 год нашей эры. Произошло это после падения Римской империи. Романский стиль в интерьере основан на Византийском стиле, на раннехристианских формах, а также искусстве народов северной Европы. В те времена в Европе прочно установилась феодальная власть, а торговля уступила место обмену товаров. Возрождение романского стиля в интерьере начинается в XI-XII века. В этот период времени в архитектуре наблюдается возрождение традиций Древнего Рима. В связи с этим этот стиль и получил свое название от слова «Рома». Характерными чертами романского стиля являются арки, приземистые пропорции, основательность, а также тяжеловесность.

Следует отметить, что вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века.

Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Стиль, прежде всего, определялся архитектурой. В этот период здания имели суровую архитектуру, что было связано с суровыми нравами общества и сложными жизненными условиями того времени. Поэтому романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями.

В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми.

В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода. Шторы в романском стиле прекрасно подойдут для кабинета или небольшой гостиной с маленьким окном.

Гармоничность античных скульптур для многих является эталоном для подражания. Отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Внутренние помещения, выполненные в этом стиле, были украшены настенной живописью и облицовкой. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служили дополнением расписному кессонному потолку. Образцами последующих стилевых форм послужили стулья. Форма этих стульев не отличается сложностью. Существует три основных формы: скамейки, обычные и церемониальные (топообразные) стулья. Кроме простых обычных столов, существовали обеденные – низкие трапециевидные столы на трёх ножках. Ножки выполнялись в виде звериных лап. Материалами для такой мебели служили бронза и дорогая древесина. Древние Римляне были хорошими учениками греков. Они не только восприняли их наследие, но и развили его.

Главным достижением Римлян стало совмещение греческого ордера (систему правил сочетания формы и размеров архитетктурных элементов) с италийской аркой и цилиндрическим сводом. Так появилась арочно-ордерная ячейка. Таким примером стала триумфальная арка. Поэтому античному стилю характерна куполообразность конструкций и предпочтение арочным проёмам и предметам интерьера. Обязательный атрибут этого стиля – статуи античных героев и бюсты древнегреческих мыслителей. III век до нашей эры для Греции ознаменован появлением мебели из бронзы. Мебель отделывалась золотом, серебром. Вообще, в античном стиле редко используются изделия из позолоты. Прекрасное дополнение к такому интерьеру – большие зеркала овальной формы, строгие бронзовые светильники. Для античного стиля характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Поэтому предметы интерьера, выполненные в этом стиле, отличают плавные линии, лёгкие формы и светлые тона.


Романский стиль (XI-XII вв.) начал возрождение архитектурных традиций Древнего Рима и в результате получил свое название от слова 'Рома' ('Рим' на латинском языке).

Для него характерны приземистые пропорции, некоторая тяжеловесность и мрачная основательность, присущие замковому и храмовому назначению данного стиля.

rom_01.jpg 

Ощущение массивной каменной оболочки. Прямые линии, и углы. 

rom_02.jpg 

Суровый крепостной характер архитектуры, монументальные, малорасчлененные формы, узкие, небольшие окна.

rom_03.jpg 

В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор. 

rom_04.jpg


Романский стиль (от латинского romanum – «римский») возник в X-XII веках в Европе в период нескончаемых военных действий между формирующимися европейскими государствами. В этот период большинство зданий и сооружений должны были нести оборонительную функцию. Образы замков и монастырей символизировали закрытость и надёжную защиту, отсюда появился принцип замкнутости и непроницаемости в формах. Ещё одной важной особенностью романского стиля является гармония с окружающим ландшафтом:
сооружения будто вырастают из скал, на которых они построены, башни и толстые стены не противопоставляют себя окружающему пространству, а как бы стремятся слиться с ним и даже дополнить. Обычно сооружения тех времён воздвигались из природного камня.
Интерьеры романского стиля суровы и аскетичны: большие камины, грубые формы мебели, толстые, оштукатуренные с видимым скелетом конструкций стены, массивные и тяжёлые двери, опоры в центре залов, потолки с открытыми балками.