Рококо


Стиль Рококо, возникший в XVIII в. во Франции, продолжает традиции стиля барокко, немного их изменяя. Рококо (фр. rocaille) переводится как раковина. Он олицетворяет атмосферу вечного наслаждения и праздника, ведь он родился во дворе французской аристократии, в светской среде.

Архитектура этого стиля очень воздушная, игривая и асимметричная. Жилые помещения становятся более уютными и изысканно оформленными, чем в эпоху Барокко, но гораздо меньше по размеру. Стиль Рококо создает атмосферу любви, утонченного наслаждения, грациозности и легкости. Архитекторы при помощи падуги — плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом, пытались сгладить угол между стеной и потолком. Окна располагались почти в одной плоскости со стеной.

Роль криволинейных форм Барокко теперь усиливается, плавные и грациозные линии становятся более динамичными и свободными. Хрупкие, изящные лепные орнаменты плафонов и стен интерьеров, состоящие из «рокайлей» (формы раковины), сплетающихся с цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамлениями, вся эта композиция декора пронизана легким, капризным ритмом. Заключенные в причудливые рамы зеркала и картины вплетаются в архитектурное убранство.

В этот период используется большое количество «обманных» эффектов. Расположенные одно против другого, зеркала дают множество отражений, обманчиво расширяющих интерьеры. Используются всевозможные панно на стенах,изменяющих пространство. Цветовая гамма интерьера приглушенная, применяются пастельные тона: бледно — охристый, перламутровый, жемчужный, серебристый, голубоватый. В этот период времени появляется большое количество новой мебели (шезлонг, белая мебель, канапе). Мягкая мебель оббивается шелком или ситцем. Декор мебели симметричен и строится на свободном решении изогнутых и прямых линий. Мебель не велика по размерам и исключительно удобна. Явной становится тяга к экзотике и безграничное восхищение искусством Китая с его фарфором и лаками, а также искусством Персии, Индии, Японии.


















Стиль Рококо (от фр. Rocaille – декоративная раковина, ракушка) возник в середине XVIII века в среде французской аристократии. Это великолепное завершение стиля барокко. Рококо перенял у барокко особый эстетизм, в котором выражен превосходный и непревзойденный вкус, ставший важнее многих других человеческих качеств. Следует отметить, что вкус – это не только умение увидеть прекрасное и воссоздать его в своем интерьере, но и способность наслаждаться окружающей красотой. Одним словом, стиль рококо – это изящество и плавность линий.

комната в стиле рококо

Вообще, изящество – это символ стиля рококо. Данному стилю характерно создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Кроме того, в эпоху рококо были распространены театрализованные игры, мифические и пасторальные сюжеты, которые были обязательно наделены легким налетом эротизма. Именно в эту эпоху в моду входят шинуазри. В меблировки интерьеров появляются новые элементы, а именно: передвижные ширмы, гобелены, китайский фарфор, цветы (в основном орхидеи), тонкоствольные деревья, аквариумы, изящная китайская мебель, имеющая лакированную поверхность. Этот стиль несет в себе атмосферу пышного праздника и бурного наслаждения, поэтому для него свойственны изысканность, большая декоративная загруженность, и даже некая театрализованность.

Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Мебель становится легче, появляются изгибы и позолота. Ножки у стульев теперь тонкие и выгнутые и их нередко золотят. Однако в декоративном убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает скромное место. Её заменяют бронзовые и позолоченные накладки. Иногда, вместо фанеровки, вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.

В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной.

Шторы стиля рококо – это шелк и легкий гобелен светлых пастельных тонов, украшенный различными вышивками и декоративными элементами, большое количество драпировок, создающих ощущение легкости и изящества, ленты, рюши, всевозможные складки. Неотъемлемый элемент при оформлении окна в стиле рококо, ламбрекен, отделанный золотой бахромой и вышитый розами. По нижней кромке ламбрекена проходит легкий ненавязчивый узор. Очень часто карниз ламбрекена украшается тем же узором. В драпировке стиля рококо, помимо вышивки, преобладают аппликации, изображающие искусственные гроты, раковины, банты, и другие декоративные мотивы. Украшение окна двумя, и даже тремя слоями штор – явление, вполне присущее стилю рококо.

Характерным элементом орнамента стиля рококо являлись арабески и различные завитки. Они присутствовали и на обивочных тканях, и на обоях. В таком интерьере особенное внимание уделялось цветам. Орхидеи, гиацинты, лилии – неотъемлемая часть интерьера. С расцветом рококо появляется европейский фарфор. Он становится одним из главных элементов декора в стиле рококо.

Главным мотивом комнаты, выполненной в стиле рококо, становится камин. Камин делался невысоким. Его покрывали мраморной плитой, заставляли канделябрами, часами, фарфором и другими украшениями. Чаще всего над камином вешали зеркало в роскошной раме. Всё убранство комнаты становится легче и нежнее.

комната с каминов в стиле рококо

Для того чтобы стилизовать интерьер вашего жилья под стиль рококо, можно воспользоваться несколькими деталями. Цветочные скатерти, шторы, обои и плитка наиболее подходят для этого стиля. При этом лучше выбирать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне. Для стилизации комнат потребуется больше деталей. Это и изысканная обивка мебели, и подобранные в тон шторы, роскошно спадающие на пол, многочисленные вазы с вылепленными цветами, от больших напольных до миниатюрных. Также комнату можно украсить лепниной с тонким слоем бронзовой или золотой краски. Что касается спальни, то здесь можно установить балдахин, с каркаса которого, как свадебная фата, будет, струится волна полупрозрачного шелка. В любом случае стиль рококо придаст вашему жилищу атмосферу тепла, уюта, роскошности и некой интимности.


Стиль рококо (от французского rococo – «причудливый, вычурный») также стремится к живости движения, но эта подвижность французского рококо - лёгкая, порхающая, в отличие от массивной динамики барокко. Внешне эти два стиля могут казаться похожими, иногда даже рококо называют последней стадией барокко. Однако, здесь действуют иные принципы и приёмы: монументальность сменяется камерностью, свобода и живость замещаются предельной декоративностью, доведённой до апогея, а помпезность и пышность переходят в чрезмерную вычурность, которая граничит со слащавостью. Однако, хотя рококо и не так значительно, как барокко, оно влияет на многие сферы искусства.
Когда наступает предел в использовании какого-либо приёма, ему на смену всегда приходит новый, который часто является полной противоположностью предыдущему. Барокко со своей избыточной декоративностью и особенно рококо в определённый момент времени начали надоедать. Стиль рококо стал той самой точкой, с которой наступило перенасыщение красивостью. Захотелось чего-то более строгого, настоящего. Чрезмерность в свободах самовыражения и отсутствие правил привели к возвращению к забытым старым добрым канонам. Так произошло возвращение классики, наступила эпоха нового ренессанса, но с учётом изменений вкусов и современных требований.