Маньеризм

Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца 16 века. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется главенства формы над содержанием.

стиль Маньеризм

Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. В Маньеризме присутствует усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные исторические эпохи.

О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощренной манере. Для Маньеризма характерны : удлиненность фигур, напряженность поз ( контропост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой , и яркие цвета.

В декоре интерьера преобладают орнаменты, насыщенные гротеском, причудливые, фантастические образы. Впервые, после Ренессанса, с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы, изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов, изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Повсеместно используя изобразительное искусство в оформительстве, художники этого периода постоянно обращаются к аллегорическим образам, символике и эмблематике, с целью создания образов близких духу светского общества.

Маньеризм позиционируется как переходный стиль от классических массивных, монументальных форм в декоре интерьеров эпохи Возрождения (Ренессанс) к стилю новому, пропагандирующему пышность и величие, роскошь и пафос – стилю Барокко.

Интерьеры в стиле маньеризма характерны отсутствием определенных принципов организации формы. В отделке вовсю играют перспективой, выдуманными источниками света и неожиданными, не всегда настоящими плоскостями и объемами. Красота и выразительность деталей становится куда важнее, чем единство целого. Помещения вовсю заполняют орнаменты – и откровенно нарисованные, и имитирующие резьбу и лепные украшения. Часто используются иллюзорные образы, такие как ложные двери, несуществующие окна и арки. Орнаменты просто царят потому, что выразительность линий становится почти самоцелью. Интерьер распадается на цветовые пятна, складывающиеся в новые формы и композиции. В маньеризме красота отдельной детали становилась важнее целого. Возможно, поэтому, интерьер в стиле маньеризм воспринимается как некое искусственно созданное пространство.

В архитектуре нетрадиционно применяются классические элементы, иллюзорные трюки (ложные двери, слепые окна и арки). Фасады декоративны, с множеством архитектурных, скульптурных, орнаментальных деталей, использовние богатых, золотых и серебряннх инкрустаций, искажение пропорций, смешение стилей, преувеличение акцентов, яркие цвета, В живописных и скульптурных композициях, необычных, фрагментных и световых эффектов, используется перспектива, изображение людей с удлиненными пропорциями.

Маньеризм в интерьере

Современники стиля маньеризм дали ему такое название от слова «манера», тем самым показывая, что они воспринимали данный стиль как манерничанье, т.е. своеобразное обращение к недавнему прошлому и повторение его наилучших достижений.


Маньеризм, как и ренессанс, нельзя назвать стилем. Ренессанс более значительное явление, чем стиль, а маньеризм, наоборот, по рангу ниже стиля. Это художественное течение, которое отражает переход от эпохи Ренессанса к стилю барокко.
Маньеризм (от итальянского maniera – «манера, стиль») хотя и использует образцы ренессанса, но не может добиться глубины содержания. В маньеризме художникам, декораторам, архитекторам, может, и удавалось достигать виртуозного профессионального мастерства, но искусство их было поверхностным. Маньеризм, по характеру пластики, более усложнённый, мудрёный, вычурный. Возможно, в истории - это первый вариант массового вида культуры. Слово «манерничанье», которое используется и сегодня для определения подобного искусства, по своему смыслу является точной характеристикой маньеризма и выражает саму суть этого явления, а именно - слепое копирование чьих-то приёмов, неглубокое подражание образцам.
Маньеризм в более широком смысле – это последняя кризисная фаза любого стиля, при которой происходит разложение главных качеств и принципов. В узком смысле, в творчестве любого мастера, маньеризм – это внешне эффектное, подражательное, поверхностное искусство, которое рассчитано на официальное признание.