Барокко

В переводе с итальянского Barocco – вычурный. Зародившись в конце XVI века, впервые в истории искусства соединил два понятия – стиля и образа жизни. Обычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают одновременное сосуществование двух основных стилей — барокко и классицизма, а также третьего, вне стилевого реалистического направления.

bar_09.jpg 

В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали.

bar_04.jpg 

Основные черты стиля: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.

bar_05.jpg 

В дизайне интерьера барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху.

 bar_06.jpg

Данный стиль призван продемонстрировать богатство и престиж владельца.

bar_07.jpg 

Пренебрежение спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. 

bar_08.jpg  

Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками, золотом, серебром, медью, костью, мрамором, различными породами дерева, инкрустацией хрустальными пластинками.

bar_03.jpg

1561868734_3897fbff93_o-jpg-jpg


Барокко (от португальского barocco – вычурный, причудливый, первоначально означало жемчужину неправильной формы) – стиль середины XVIIXVIII столетий. Для него свойственны контрастность, динамичность, стремление к величию и пышности. В интерьере барочного стиля всё говорит о богатстве и престиже владельца.

Окна в стиле барокко чаще всего арочные, круглые и эллипсоидные. Большие проемы обязательно разделены переплётами разной толщины и конструкции. Шторы из бархата, парчи, атласа, тафты и тяжёлого шёлка крепятся на позолоченные карнизы, украшенные резным орнаментом в виде раковин или листьев. Драпировки дверных проёмов и балдахины над кроватями не уступают в роскоши шторам: они украшены золотой тесьмой, бахромой и кистями.

Стены лишаются своей фундаментальности за счёт закруглённых углов и множества зеркал. Часто они обтянуты шёлком с крупным цветочным рисунком или бархатом синего, изумрудно-зелёного, малиново-красного цвета. В таком оформлении стены служат прекрасным фоном для картин (чаще парадных портретов) в массивных золотых рамах.

Полы обычно выложены паркетом геометрического рисунка или чёрно-белыми мраморными квадратами.

Потолки декорированы сюжетной росписью, позолоченным лепным или резным карнизом.

Массивная мебель украшена мозаикой, росписью, позолотой. Кресла с высокими спинками и широкими сиденьями обиты гобеленовой тканью или бархатом. Изогнутые подлокотники и ножки изготовлены из ценных пород дерева (красное, эбен). Характерным является орнамент с листьями дуба и аканта, цветами, львиными лапами; резьба вьющихся стеблей, венков, раковин, гирлянд.

Аксессуары в стиле барокко – золочёные часы и канделябры, китайский фарфор, картины и зеркала.

Барокко - итальянский стиль родившийся в Риме в начале 16 века. Стиль не заинтересованный в гармонии, он находит свой жанр отличающий его от других в своей аномалии, исключением из правил, поощряя дефекты. По другому его можно назвать манерным, первое проявление артистичности в статуях, картинах, где начинается чтение лиц (драмматизм, радость...) появляется обьем, который достигается теневым отображением, а также объемность и реальность форм и человеческих фигур. До наших дней эволюция этого стиля проявляется в итальянском стиле фьюжн, более в облегченных формах. Сам по себе стиль богатый, помпезный, "кудрявый" как его называю я. Доминирующая фигурка в декоре (хирувим-ангелочек)


После простоты в убранстве комнат человечество опять возвращается к изысканности и роскоши. Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создавали возвышенность и объемность. Этому способствовала и фресковая роспись, обильно украшающая своды потолков и стен.

Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.

Достаточно часто для убранства стен используются большие, спускающиеся до пола тканые ковры, на стены вешаются таких же размеров зеркала, украшенные массивной лепниной с позолотой. Орнамент состоит из различных переплетающихся ветвей, больших листьев, крупных цветов. Переплетения становятся все более витиеватыми, замысловатыми, все более сложными. Здесь уже почти не встречаются прямые линии. Для украшения мебели достаточно часто применяется резьба по дереву.

Данный стиль призван продемонстрировать богатство и престиж владельца. Характерными особенностями стиля являются: преобладание криволинейных форм, пышность, использование архитектурных форм (витые колонны, архитектурный декор). Широкое использование лакировки, ценных материалов в отделке: золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, мозаика, облицовка шпоном. Вместо кругов и овалов предыдущего стиля – сложные очертания спиралей. Вместо гладких поверхностей – вогнутые и выпуклые. Резьба вьющихся стеблей, венков, раковин, гирлянд. Впервые появляются полноценные кабинеты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью. В них обязательно должны присутствовать письменный стол, шкафы для книг и бюро. Иногда такой интерьер украшается большим глобусом или развешанными на стенах картами.

Стиль барокко для интерьера маленького загородного дома не подходит, потому что он требует большого пространства, использования массивных предметов мебели и украшений, которые будут сужать и без того небольшой объем и вызывать вожделение дачных воров. Но если барокко пришелся по душе, можно ограничиться небольшой стилизацией, используя лишь некоторые детали.

При использовании барокко в интерьере коттеджа необходимо продумать цветовое решение комнаты, разграничить ее на верхний и нижний уровень, сделать в стенах небольшие ниши и разместить понравившиеся статуэтки либо вазы с цветочным орнаментом и пастушескими миниатюрами. Важно при этом соблюдать чувство меры, не то барокко будет выглядеть нелепо и аляповато.


Культурная элита тех времён сражалась с массовой культурой того периода. И, как результат этой борьбы против массовой культуры, возник стиль барокко.
Не только борьба против упадничества маньеризма, но и усталость от довлеющих ограничений и канонов ренессанса породила возникновение стиля барокко. Архитекторам захотелось взрыва эмоций, живого свободного творчества без шаблонов, которые сковывали движение.
Этимология слова «барокко» так и не установлена до конца. Вначале, после ренессанса барокко воспринимали как упадок, с оттенком негативного, как деформацию красоты. Отсюда и первоначальный смысл, который придают слову барокко: чудовищность, бессмысленность объекта. Барокко (barocco) в переводе с итальянского означает «странный, причудливый».

Не исключено, что главной особенностью барокко является революционная по тому периоду времени трактовка форм. В ренессансе выразительность достигали при помощи абсолютного совершенства чистых, закономерных, законченных форм. Совершенно иные критерии выразительности в барокко. Стиль барокко создаёт ощущение непрерывной изменчивости и необычайной живости при помощи резкой драматической конфликтности, контрастности, чрезвычайного буйства декоративно-помпезных форм, не завершённых по силуэту, находящихся как бы в постоянной трансформации и вызывающих ощущение динамичного движения. Поэтому барокко обозначают как «живописный стиль», который создаёт иллюзию движения. Эта иллюзия достигается путём несоблюдения пропорций и распределения масс света и тени. В барокко искажение и даже деформация пропорций становится одним из главных приёмов обретения выразительности, в отличие от ренессанса, где над всем довлел закон пропорций, который никому не дозволялось нарушать.

В самом начале своего становления барокко тяжеловесно, характер форм серьёзен, массивен, лишён свободы. Это можно заметить и на примере итальянской, и даже на примере отечественной архитектуры. Раннее петровское барокко тяжело и массивно, хотя в нём и использовался цвет. В живописных массах этого стиля динамика их движения не так ясно выражена, хотя это и является главной составляющей стиля, здесь больше ощущается их тяжесть (пример - Нахимовское училище в Санкт-Петербурге).

Но массивность барокко постепенно уменьшается, формы становятся более лёгкими и радостными. Например, Собор Смольного монастыря архитектора Растрелли, который выглядит радостным, воздушным, будто отрывающимся от земли. Однако на самом деле это - динамизм, живость движения, а не лёгкость.
Ренессанс, по сравнению с барокко, более графичный, линейный, следовательно, и более плоскостной. В барокко же чёткие линии замещается прерывистыми контурами. Отдельные детали, связанные воедино, вызывают ощущение неопределённых масс, которые вибрируют под воздействием света и тени, что создаёт объёмно-пространственное ощущение. Поэтому можно так выразиться, что по стилистике ренессанс является графично-плоскостным (двухмерным, похожим на барельеф), а барокко – объёмно-пространственным (трёхмерным, напоминающим скульптуру).
Миниатюры
   a9299b2f31bb8e0ead24183e5d57-1-4-jpg-jpeg   
Миниатюры
vetrina-1-porta-stile-barocco-da-lucidare-cerea-jpeg   dettaglio-del-municipio-noto-jpeg