Готический стиль

– это художественный стиль, который господствовал в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV век. Одним из замечательных и всемирно известных образцов, выполненных в готическом стиле, является Собор Парижской Богоматери, находящийся в Париже. Отличительными чертами этого собора являются остроконечные колонны, темные цвета и монументальность. История готического стиля уходит своими корнями в средневековую Европу. В то время в готическом стиле оформляли религиозные сооружения, университеты, замки, городские учреждения, а также частные резиденции. Следует отметить, что, несмотря на свою историю, готический стиль остается актуальным и сегодня.

Отличительными чертами готического стиля являются высокие стрельчатые окна, порталы, кружевные орнаменты, пучковые колонны, а также аркбутаны и своды. Интересен тот факт, что название этого стиля произошло от итальянского слово «gotico», переводящийся на русский, как «варварский».

Кроме того, средневековые зодчие использовали самые новые строительные технологии, благодаря чему стены кладки, отличающейся тонкостью, смогли выдерживать причудливые, витиеватые переплеты и огромные декоративные окна. Пристальное внимание архитектуре стали уделять в более поздние времена. Итак, вкусы Запада стали вновь обращаться к романтичным направлениям дизайна Средневековья. Это и привело к возрождению готического стиля в XVIII-XIX веках. Возрождение готики совпадает по времени с появлением викторианского стиля интерьеров. Следует напомнить, что это время прославлено тем, что появились новые машинные способы производства, которые позволили вывести многие предметы интерьера в массовое пользование.

Также следует отметить, что существует так называемая «плотницкая готика», которая впервые появилась в Соединенных штатах Америки. Своему появлению в Америки этот стиль обязан экономически выгодным запасам пиломатериалов, посредством которых изготавливались великолепные, резные деревянные украшения, служащие декором предметов, выполненных в готическом стиле интерьера. Услышав слово «готика», мы, обычно, представляем себе таинственный средневековый замок с высокими унылыми стенами и узкими, едва пропускающими свет, окнами. Так ли это, и насколько уместен этот стиль в современном интерьере? Для начала, определимся, что характеризует готический стиль. Появление и расцвет его приходится на 12 – 14 вв. Очень интересной и необычной деталью являются витражные окна, благодаря которым помещение наполняется удивительным теплым светом.

Наиболее характерными элементами готического стиля в интерьере являются вытянутые остроконечные (стрельчатые) арки, камины, витражи и деревянные балки под потолком. Полы в готическом интерьере обычно покрыты тяжелыми материалами, такими как камень, плиты, или доски с металлическими скобами. Жилые зоны стоит отметить наличием широких и теплых ковров.

Основа цветовой гаммы готического интерьера состоит из цвета охры, фиолетового, красного, черного, золотого и натурального цвета металла. Особые оттенки в готических интерьер можно внести, добавив деревянные филенки на двери, широкие плинтусы из дерева, декодирование стен фресками, витражами или каменной кладкой. И на последок – гобелены и бархат при оформление оконных проемов, которые внесут необходимое настроение и создадут правильное настроение в готическом интерьере.

Свои особенности имеет и мебель готического стиля. Это жесткие сундуки Кофра с чугунными клепками, которые выполняли роль лежанок; всевозможные ширмы и этажерки; большие тяжелые шкафы для книг с резьбой, повторяющей мотивы окон в виде аркад. Целым произведением искусства можно считать кресла на подиумах с витыми колонночками по углам и с балдахином, защищающим от сквозняков. В те годы в быту используется медная, керамическая посуда. Сосуды выполнены из темного стекла с удлиненными горлышками и изящными ручками.

Основными орнаментами готического стиля являются геометрические арки и элементы растительного мира, чаще в виде листьев винограда или клена. Цветовая гамма средних веков безрадостная, темная, холодная. Серый камень, скучная охра дерева, красно-малиновые и темно-зеленые цвета тканей придают интерьерам мрачность, таинственность и психологическое напряжение.

 

Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, конструкция, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными коврами.

Это стиль сложного психологического состояния. Он стал воплощением всего периода Средних веков в понимании современного человека. Готика - в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое "лицо": огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов. Динамика и экспрессия форм.


Название готический стиль или готика (от итальянаского gotico, французского gothique и латинского Gothi – «готы») происходит от племени готов. Готический стиль, возникший во Франции в XII веке и распространившийся по всей Европе, использовал достижения романской культуры, сочетая их с эволюционирующим христианским мировоззрением и меняющимся образом жизни.

В романский период монастыри и неприступные замки с сокрытыми за непроницаемыми дверьми тайнами словно отделяли «веру от разума глухой стеной… Мистицизму предстояло потопить разум в вере…». Готика же, напротив, использует здесь совсем иной подход – принцип ясности и прозрачности архитектуры, как выражение новой христианской позиции. На смену замкнутости приходит стремление к открытости, а на смену суеверным предрассудкам - «чёткость и дедуктивная убедительность».

В архитектуре романского стиля внешняя структура не имеет прямой связи с внутренним пространством. Находясь снаружи здания, сложно представить его внутреннюю конструкцию, а в интерьере невозможно предположить, как выглядит та или иная часть сооружения снаружи. В готической же постройке, где используются новые технические достижения, можно сказать, «средневековый хай-тек», предполагается эффект проекции внутренней структуры здания наружу. При этом сооружение становится как бы ажурно-иллюзорным и приобретает удивительную конструктивную ясность.

Когда мы представляем готическое сооружение, то рисуем в своём воображении очень яркий образ, острый и выразительный силуэт, многочисленные декоративные элементы. Однако богатство форм готики достигается не только при помощи разнообразия форм. Несмотря на кажущуюся простоту, в романском стиле почти нет повторяющихся элементов. В готике же используется принцип «единообразия» форм, а разнообразие достигается путём многочисленного повтора элементов, близких по типу, но отличных по пропорциям, создающих, таким образом, ощущение ажурного кружева.

Так называемая «пламенеющая готика» является последней, завершающей, стадией развития высокой готики. В ней архитектурная декоративность приобретает наивысшую динамичность, напоминая языки пламени, взвивающегося вверх.
В конце XIX-начале XX века и, особенно, в период эклектики, реплики из готического стиля были весьма распространённым явлением. В современной же архитектуре и дизайне интерьера к готике обращаются довольно редко.