Эклектика
Эклектика – это направление в искусстве и
архитектуре, возникшее в XIX веке. Отличительной чертой стиля эклектика
является сочетание различных стилей и (или) их элементов. Но следует
разрушить мнение, что эклектика – это беспорядочное собрание в одном
стиле элементов различных стилей. Стоит понимать, что этот стиль вбирает
все самые лучшие черты и детали различных стилей и в совокупности
создают целостную и гармоничную картину. Нередко стиль эклектика
называют диалогом нескольких различных культур.
Иногда трудно выбрать один стиль в оформлении жилища, ведь каждый
имеет свою «изюминку», свои яркие моменты. Как следствие в 19 веке
появился неповторимый стиль эклектика. Здесь барокко и классика, модерн и
ампир мастерски сочетаются и выражают задуманную идею. Очень интересна
мебель в эклектичном стиле, имеющая динамичные формы, украшенная резьбой
по дереву. Ажурные спинки кресел, узоры в виде завитков придают
декоративность эклектичной мебели. В целом, это очень уютный стиль. Для
обработки стен здесь применяют обои, керамическую плитку; на пол можно
положить ковер, паркет. Цветовая гамма разнообразна.
Шторы в стиле эклектика тоже имеют свои неповторимые особенности. Все
воображение можно направить на нетрадиционное сочетание моделей и
рисунков тканей. Перья, стразы, рюши, клепки на глянцевых атласных,
бархатных и шелковых поверхностях. Густота складок, драпировок, наличие
лент, шнуров варьируется и сочетается в таких шторах. Если вы полны
оригинальных идей, в эклектичном интерьере можете реализовать их сполна.
Основными отличительными чертами стиля эклектика
являются функциональность и компактность, заимствованные у
превосходного, отличающегося романтичностью и легкостью, стиля начала XX
столетия, имеющего название модерн.
Кроме того, очень часто для удобства пользования и экономии
пространства в стенах выполняются ниши или встраиваются вместительные и
удобные современные шкафы-купе. Следует отметить, что удобство – это
одно из самых важных качеств, которое должно соблюдаться при оформлении
помещений в великолепном стиле интерьера эклектика.
При наполнении помещений, выполненных в стиле эклектика, мебелью
выбираются предметы интерьера из нескольких стилей, объединенных цветом и
фактурой, а также архитектурное решение и текстура. Кроме того, нередко
можно встретить в помещениях, выполненных в стиле эклектика, смешение
нескольких исторических стилей, среди которых можно перечислить рококо,
ренессанс, классицизм и ампир зачастую даже в одном самом, казалось бы,
незначительном изделии. Вообще, следует отметить, что декор считается
одним из самых важных элементов помещений в стиле эклектика. Следует
также отметить, что форма предметов интерьера отличается динамичностью, а
также сопровождается резьбой по дереву. Кроме того, следует отметить,
что украшения, используемые при декорировании помещений в стиле
эклектика, отличаются закрученностью и изогнутостью. Следует также
отметить, что спинки стульев и кресел выполняются, в основном, ажурными и
различных форм, а подлокотники декорируются спиральными завитками. Вся
мебель, выполненная в стиле эклектика, производит впечатление
декоративной мебели, так как имеет точеные ножки и превосходную стеганую
обивку.
Потолок, выполненный в стиле эклектика, может быть как одно-, так и
двухуровневым. Кроме того, такой прием визуально расширяет пространство
комнаты. Нередко при оформлении потолков и стен помещений в стиле
эклектика используются лепнины и другие декоративные элементы,
призванные наполнить дом атмосферой тепла, уюта, благородной роскоши и
комфорта. А также при оформлении помещений немаловажную роль играют
цветы. Благодаря использованию цветов, помещение облагораживается,
оживляется и становится более комфортным. А также цветы притягивает к
себе тепло и свет. Пол в таких помещениях в большинстве случаев
выполняется из натуральной древесины, которая украшена причудливыми
витиеватыми рисунками.
Эклектика
(XIX века, 1830-1890 годы) всегда существовала как неизбежное следствие
диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства
стала именно в XIX веке. Модным и актуальным стало все, что было
комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей.
Многие
критики искусства обвиняли эклектику в чрезмерной перегруженности и
плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же у нее были свои
собственные отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля,
мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми
могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах
Востока, средиземноморских стран и т.д.
Роль
декора в эклектике особенно сильна. Динамичные формы предметов
интерьера сопровождаются резьбой по дереву, мотивы украшений –
прихотливо изогнутые и закрученные элементы. Резным ажурным спинкам
стульев и кресел придаются самые разнообразные формы, а динамичные по
рисунку подлокотники завершаются спиральным завитком.
XIX век изобилует революционными событиями и переломными моментами в
культуре и искусстве. В один из таких переломных моментов во всём мире
появилось весьма противоречивое и неоднозначное явление, название
которой - «эклектика».
Эклектика (от греческого eklektikos – «выбирающий») – это
соединение принципиально противоположных частей от разных стилей в одном
художественном образе. В более широком смысле это означает соединение в
одно целое органично несовместимых элементов.
Эклектика – это порождение массовой культуры. Как любой пример
искусства, которое ориентировано на широкие массы потребителей,
эклектика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В
период эклектики XIX века потакание желаниям и вкусам, а также
стремление на удовлетворение любых запросов неотвратимо привело к
снижению уровня эстетических качеств (подобную ситуацию можно наблюдать
и в наши дни). Между тем, в эклектике есть не только очевидный вред,
но и положительные стороны. Прежде всего, всё то, что эклектично, не
обязательно является признаком дурного вкуса. Если эклектика создаётся
мастером высокого класса, с прекрасным чувством вкуса и меры, то она
вполне способна выглядеть даже стильной. Пример тому - здание Нового
Эрмитажа архитектора Лео Кленце, которое, в отличие от других зданий
Эрмитажа, не относится к какому-то определённому стилю. В нём
объединяются элементы от трёх разных стилей, однако оно при этом
выглядит не менее оригинально и стильно, чем остальные прекрасные
сооружения этого ансамбля.
С положительной точки зрения эклектику можно расценивать как
полигон для преодоления довлеющих штампов и отработки новых приёмов.
Веками заложенные традиции, жёсткие правила, выверенные каноны, от
которых, казалось бы, нельзя уйти, были разрушены в сравнительно
короткий период. Эклектика расчистила культурное пространство для новых
идей, создав при этом глубокий культурный кризис. Но без этого упадка,
понимания падения и борьбы с ним не произошло бы и взлёта. Может быть,
именно необходимость завершения этой затянувшейся болезни эклектизма и
вынудила лучших представителей культуры и искусства породить те новые и
прекрасные стили, о которых пойдёт разговор далее