Эклектика


Эклектика – это направление в искусстве и архитектуре, возникшее в XIX веке. Отличительной чертой стиля эклектика является сочетание различных стилей и (или) их элементов. Но следует разрушить мнение, что эклектика – это беспорядочное собрание в одном стиле элементов различных стилей. Стоит понимать, что этот стиль вбирает все самые лучшие черты и детали различных стилей и в совокупности создают целостную и гармоничную картину. Нередко стиль эклектика называют диалогом нескольких различных культур.

Иногда трудно выбрать один стиль в оформлении жилища, ведь каждый имеет свою «изюминку», свои яркие моменты. Как следствие в 19 веке появился неповторимый стиль эклектика. Здесь барокко и классика, модерн и ампир мастерски сочетаются и выражают задуманную идею. Очень интересна мебель в эклектичном стиле, имеющая динамичные формы, украшенная резьбой по дереву. Ажурные спинки кресел, узоры в виде завитков придают декоративность эклектичной мебели. В целом, это очень уютный стиль. Для обработки стен здесь применяют обои, керамическую плитку; на пол можно положить ковер, паркет. Цветовая гамма разнообразна.

Шторы в стиле эклектика тоже имеют свои неповторимые особенности. Все воображение можно направить на нетрадиционное сочетание моделей и рисунков тканей. Перья, стразы, рюши, клепки на глянцевых атласных, бархатных и шелковых поверхностях. Густота складок, драпировок, наличие лент, шнуров варьируется и сочетается в таких шторах. Если вы полны оригинальных идей, в эклектичном интерьере можете реализовать их сполна.

Основными отличительными чертами стиля эклектика являются функциональность и компактность, заимствованные у превосходного, отличающегося романтичностью и легкостью, стиля начала XX столетия, имеющего название модерн.

Кроме того, очень часто для удобства пользования и экономии пространства в стенах выполняются ниши или встраиваются вместительные и удобные современные шкафы-купе. Следует отметить, что удобство – это одно из самых важных качеств, которое должно соблюдаться при оформлении помещений в великолепном стиле интерьера эклектика.

При наполнении помещений, выполненных в стиле эклектика, мебелью выбираются предметы интерьера из нескольких стилей, объединенных цветом и фактурой, а также архитектурное решение и текстура. Кроме того, нередко можно встретить в помещениях, выполненных в стиле эклектика, смешение нескольких исторических стилей, среди которых можно перечислить рококо, ренессанс, классицизм и ампир зачастую даже в одном самом, казалось бы, незначительном изделии. Вообще, следует отметить, что декор считается одним из самых важных элементов помещений в стиле эклектика. Следует также отметить, что форма предметов интерьера отличается динамичностью, а также сопровождается резьбой по дереву. Кроме того, следует отметить, что украшения, используемые при декорировании помещений в стиле эклектика, отличаются закрученностью и изогнутостью. Следует также отметить, что спинки стульев и кресел выполняются, в основном, ажурными и различных форм, а подлокотники декорируются спиральными завитками. Вся мебель, выполненная в стиле эклектика, производит впечатление декоративной мебели, так как имеет точеные ножки и превосходную стеганую обивку.

Потолок, выполненный в стиле эклектика, может быть как одно-, так и двухуровневым. Кроме того, такой прием визуально расширяет пространство комнаты. Нередко при оформлении потолков и стен помещений в стиле эклектика используются лепнины и другие декоративные элементы, призванные наполнить дом атмосферой тепла, уюта, благородной роскоши и комфорта. А также при оформлении помещений немаловажную роль играют цветы. Благодаря использованию цветов, помещение облагораживается, оживляется и становится более комфортным. А также цветы притягивает к себе тепло и свет. Пол в таких помещениях в большинстве случаев выполняется из натуральной древесины, которая украшена причудливыми витиеватыми рисунками.


Эклектика (XIX века, 1830-1890 годы) всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей.

Многие критики искусства обвиняли эклектику в чрезмерной перегруженности и плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же у нее были свои собственные отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, средиземноморских стран и т.д. 

Роль декора в эклектике особенно сильна. Динамичные формы предметов интерьера сопровождаются резьбой по дереву, мотивы украшений – прихотливо изогнутые и закрученные элементы. Резным ажурным спинкам стульев и кресел придаются самые разнообразные формы, а динамичные по рисунку подлокотники завершаются спиральным завитком.

XIX век изобилует революционными событиями и переломными моментами в культуре и искусстве. В один из таких переломных моментов во всём мире появилось весьма противоречивое и неоднозначное явление, название которой - «эклектика».
Эклектика (от греческого eklektikos – «выбирающий») – это соединение принципиально противоположных частей от разных стилей в одном художественном образе. В более широком смысле это означает соединение в одно целое органично несовместимых элементов.
Эклектика – это порождение массовой культуры. Как любой пример искусства, которое ориентировано на широкие массы потребителей, эклектика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В период эклектики XIX века потакание желаниям и вкусам, а также стремление на удовлетворение любых запросов неотвратимо привело к снижению уровня эстетических качеств (подобную ситуацию можно наблюдать и в наши дни). Между тем, в эклектике есть не только очевидный вред, но и положительные стороны. Прежде всего, всё то, что эклектично, не обязательно является признаком дурного вкуса. Если эклектика создаётся мастером высокого класса, с прекрасным чувством вкуса и меры, то она вполне способна выглядеть даже стильной. Пример тому - здание Нового Эрмитажа архитектора Лео Кленце, которое, в отличие от других зданий Эрмитажа, не относится к какому-то определённому стилю. В нём объединяются элементы от трёх разных стилей, однако оно при этом выглядит не менее оригинально и стильно, чем остальные прекрасные сооружения этого ансамбля.
С положительной точки зрения эклектику можно расценивать как полигон для преодоления довлеющих штампов и отработки новых приёмов. Веками заложенные традиции, жёсткие правила, выверенные каноны, от которых, казалось бы, нельзя уйти, были разрушены в сравнительно короткий период. Эклектика расчистила культурное пространство для новых идей, создав при этом глубокий культурный кризис. Но без этого упадка, понимания падения и борьбы с ним не произошло бы и взлёта. Может быть, именно необходимость завершения этой затянувшейся болезни эклектизма и вынудила лучших представителей культуры и искусства породить те новые и прекрасные стили, о которых пойдёт разговор далее