Античный интерьер

 Под античностью понимают культуру древней Греции и древнего Рима. На сегодняшний день нет единого мнения, какой должен быть интерьер в античном стиле, а взгляды дизайнеров на этот счёт противоречивы. Попробуем разобраться.

Античный стиль

Основные черты античного интерьера.

Наличие атриума, колонн, статуй, больших ваз, ясные геометрические формы. Использование греческого орнамента, сдержанный декор, отсутствие лишних деталей, простота. Затруднительно создать античный интерьер в квартире, лучше всего для этих целей использовать загородный дом.

Материалы в античном стиле.

Натуральный или искусственный камень, гипс, ценные породы дерева.

Интерьер в античном стиле

Помещение в античном стиле.

Планировка должна быть выполнена так, чтобы главное помещение располагалось по середине, а остальные комнаты примыкали к нему по периметру. Так же центром может служить атриум, вокруг которого располагаются остальные помещения. Предпочтителен голый камень или декоративные штукатурки для облицовки стен, возможны драпировки. По углам комнат или по периметру зала декоративные колонны. Пол выкладывается мозаикой из натурального камня. На окнах лучше всего будут смотреться классические шторы из лёгкой ткани светлых тонов.

Античный интерьер

Освещение в античном интерьере.

Необходимо избегать открытых электрических ламп. Хорошо будут смотреться различные стилизованные под факелы и лампады светильники. В крайнем случае, подойдёт скрытое освещение.

Мебель в античном стиле.

В древней Греции и Риме при создании мебели широко применялась интарсия. Подойдёт так же мебель, инкрустированная другим способом. Лучше использовать не обитую тканью мебель, сделанную из дерева и бронзы.


В современной классификации первый стиль – это античная классика (XI век до н. э.- V век н. э.; не путайте с классицизмом, который появился лишь в XVII веке). Но это не потому, что античная классика стала первым в истории человечества стилем. Стили возникали и ранее, но их влияние на последующее развитие культуры и искусства нельзя сравнивать с античностью. Например, более ранний стиль, который возник ещё в Древнем Египте, бесспорно, не менее интересен и велик, но как отдельно взятый период, следы которого не так значительны в последующей эволюции стилей, как следы античности. Включение элементов египетского декора в интерьер – это, зачастую, просто мода, без глубокого понимания особенностей древней культуры.

Например, с середины XIX века, после экспедиции Наполеона I в Египет, стало очень модно использовать египетскую тематику, так как она привносила экзотики, но такие включения не означают проникновение в глубину самого стиля, а являются только стилизацией под него (поверхностной стилизацией).
И, напротив, римская и греческая античность создала такую совершенную систему ценностей, без которой ни один последующий период не обходится. Почти в каждом новом стиле можно разглядеть базу, «фундамент», который остался от античной эпохи. До сих пор античные каноны являются основой многих интерьеров.

Для примера, также можно привести эпоху Возрождения (XIV-XVII века), когда были заново открыты и усовершенствованы принципы, заложенные в античный период. А также и эпоху классицизма (XVII-XIX века), когда античные традиции возродились заново. Они активно используются в современных интерьерах и по сегодняшний день.
В античную эпоху были определены основные каноны красоты, разработаны общие критерии в оценке гармонии, которые используются и в наши дни. Многие профессиональные термины, которые были сформулированы еще античными мастерами, дошли до нас без изменения. Созданные древними римлянами и греками эстетические ориентиры и по сей день являются актуальными. Почти все стили в последующие века ориентировались на античность, как на совершенный и абсолютный образец. Для человечества не существует более влиятельного периода, чем античная классика. Поэтому, античную классику можно использовать в нашей классификации стилей как точку отсчёта.

Важнейшие понятия, пришедшие из античности
   • Соразмерность. Аристотель писал, что ощущение есть отношение; отправной точкой отношений является соразмерность человеку: человек – мера всему.
   • «Золотая середина» - важнейший признак совершенства, такое состояние, когда нельзя ни прибавить, ни убавить.
   • Гармония – философ Гераклит говорил, что гармония должна создаваться через контраст: «Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и всё через распрю создаётся».
   • Золотое сечение – важнейшее средство гармонизации и пропорционирования.
   • Ордер – система элементов стоечно-балочной конструкции; изначально тройственное единство основания (стилобат), колонн и лежащего на колоннах венчания (антаблемент).

Ордерная система
Греческая античность (XI-I века до н. э.) подарила миру три ордера, которые являются главными и на сегодняшний день: дорический, ионический и коринфский. А в римская античность (III век до н. э. - V век н. э.) дала ещё два ордера: тосканский и композитный. Колонны (связанные воедино несущие части) и антаблемент (верхняя, несомая часть, поддерживаемая колоннами), соединённые идеальными пропорциями и определённым ритмом, создают впечатление совершенной системы.

Античный ордер представляет собой единство целесообразности конструкции и художественно-образной пластики – конструкция и декор явились единым целым. Дорический ордер является наиболее рациональным из пяти ордеров, так как в нём совершенная красота непосредственно связана с функциональностью. Идеальные формы без обилия декора лаконичны и просты. В них практически отсутствуют неоправданные украшения, каждый элемент имеет не только декоративное, а также и функциональное значение.

Однако уже в ионическом ордере к аскетизму функционального и практического добавляется больше образно-художественного. Функциональная оправданность уже не встречается в орнаментальных поясах и волютных завитках из чередующихся иоников - они просто являются украшением. Однако, при этом капитель выигрывает в выразительности утончённого образа. В коринфском и в композитном ордерах ещё сильнее стремление к большей декоративности и меньшей целесообразности.

Во все эпохи процесс усиления декоративного начала над конструктивным происходит до тех пор, пока не достигает своего пика в господстве декора над формой и конструкцией. В момент, когда эта ситуация становится абсурдной, наступает перелом, после которого происходит на какое-то время возврат к конструктивному и рациональному. И весь этот процесс повторяется заново. Рассмотрим этот цикл.

Вначале ордер объединял декор и конструкцию. Он украшал, упорядочивал и, в тоже время, соединял всё в единый цельный организм, где нет случайных элементов.
Со временем из ясной и чётко работающей конструкции ордер перемещается в часть облицовки, которая декорирует конструкцию, но напрямую с ней не связана. Ордер теперь больше является декором, скрывающим конструктивную составляющую, а иногда даже и недостатки конструкции, и начинает создавать иллюзию конструкции. При этом, ордер никогда не утрачивает свою функцию стержня, связующего всё в единый целостный организм.

   • от одного из первых стилей Древней Греции - дорического стиля - введённого дорийскими племенами, получил своё название дорический ордер. Он отличается сочетанием мощных колонн с простой капителью, которая состоит из абаки (квадратной плиты) и эхина (круглой подушечки), создающих мужественный образ. Поэтому, дорический ордер в большинстве символизирует мужское начало.
   • Название ионического ордера происходит от введённого ионийцами стиля - ионийского. Он отличается лёгкими, стройными колоннами. Сочетанием изящной и сложной капители, которая состоит из абаки (украшенной тонким орнаментом квадратной плиты), волют (завитков) и ионического киматия (орнаментального пояса из чередующихся иоников) создаётся женственный образ. Поэтому, ионический ордер связывают с женским началом.
   • Название коринфского ордера связано с греческим городом Коринф. Отличие этого ордера в изящных колоннах с декоративно богатой, похожей на цветочный букет, четырёхугольной капителью, которая состоит из стилизованных листьев аканта, переходящих в небольшие волюты и абаки достаточно сложной формы.
   • От итальянской области Тоскана происходит название тосканского ордера. Этот ордер является древнеримским аналогом греческого дорического ордера.
   • От итальянского слова compozito («смешанный») берёт свое название композитный ордер. Пропорционально он близок коринфскому ордеру, однако, в нём, похожая на коринфскую капитель дополнена скульптурными деталями или ионическими волютами
.